Музыка Индии

Чарующуя и загадочная.

Красочная и яркая.

Чужая и одновременно родная и близкая до боли.

Музыка, которая изменяет сердца.

Ванамали.Ру

Kathakali

Культурное наследие Индии

Читатель должен понимать, что любая достоверность применительно к Индии имеет свою особенность. Индия – страна высокой толерантности, жители которой весьма терпимо относятся к чужим точкам зрения, к иным интерпретациям событий и явлений. Поэтому по многим вопросам в этой стране сосуществуют самые различные, иногда противоположные точки зрения, из которых приходилось выбирать ту, которая, по мнению автора, является наиболее достоверной. Следовательно, весьма возможно, что кто-то из читателей, особенно читателей-индологов, имеет или разделяет мнение, отличное от авторского. Однако автор не может, прежде всего по техническим причинам, приводить различные мнения и точки зрения, поскольку это намного увеличило бы объем и так весьма большой работы.

В Индии есть много такого, о чем трудно говорить что-либо определенное. Никто не знает точно, сколько в Индии есть богов. Одни главные боги Вишну и Шива имеют более тысячи воплощений. Южная Индия имеет своих богов. Своих богов имеют и так называемые «аборигенные племена». Отдельные источники утверждают, что число богов превышает три миллиона, однако никто не удосужился произвести хотя бы приблизительный подсчет, насколько верна эта цифра. Да и возможен ли такой подсчет? Об индуизме написаны сотни, если не тысячи книг. Есть пятидесятистраничные брошюрки, есть и многотомные исследования. Но даже они не могут исчерпать темы, потому что фактический материал (Веды, Упаведы, Веданги, Брахманы, Араньяки, Сутры, Упанишады, Пураны, гигантские эпические поэмы, агамы) в десятки раз превышаех,объемы Библии, Талмуда и Корана вместе взятых. К тому же многие из указанных работ имеют свои варианты. Если к этому добавить многочисленные переложения крупных произведений на местные языки, особенно эпических поэм «Рамаяна» и «Махабхарата», то становится ясным, что никто никогда не сможет дать полное описания безграничного явления, каковым является индуизм.

Древнеиндийская философия также поражает своей масштабностью, сопоставимой с китайской и античной философией. Она состоит из огромных философских полотен с самой тщательной проработкой мелких и мельчайших деталей. Здесь со скрупулезной подробностью описываются взаимоотношения Бога, души и материи. Самосущий Бог создает материю и душу или самосущая материя порождает духовный и материальный мир, не оставляя места для бога. Бог присутствует в каждой душе или каждая душа присутствует в Боге, что порождает максиму: «Бог есть во мне, и я есть Бог». Но для того чтобы сказать подобное, человек должен познать Бога, и индийская философия (точнее, каждая школа этой философии) разрабатывает свою теорию познания, ведущую к пониманию Бога и отсюда – к освобождению. Однако каждая школа предлагает свой путь к освобождению, который может отрицать или брать под сомнение путь, предложенный другой школой. Каждая школа разрабатывает свои «методики» преодоления кармы – прошлой, настоящей и будущей. Согласно одним школам, достижение освобождения – долгий и мучительный процесс, требующий от верующего постоянного совершенствования своей кармы, что растягивает процесс достижения освобождения на весьма длительный срок, который не каждый может осилить. Другие школы утверждают, что человек может прекратить цикл перерождений в течение одной жизни, если он пойдет правильным путем, предложенным школой.

К сожалению, великое философское наследие древности оказалось во многом невостребованным в новое время. Философия, в том числе и современная, испытывающая больше влияние западных, чем собственных философских школ, стала уделом весьма ограниченной группы людей.

Жесткие постулаты индуизма и его не менее жесткая обрядность, предписывающие обязательную веру в Бога и заставляющие индивида каждодневно и несколько раз в день выказывать свою любовь и преданность Богу, не оставила места «вольнодумству» классической философии. Великое индийское искусство древности и средневековья, к сожалению, стало «музейной» принадлежностью, поскольку не получило дальнейшего развития в новое время. Более того, долгий период оно оставалось просто невостребованным на государственном уровне, поскольку в течение 740 лет Индия находилась под чужеземным правлением мусульман и христиан. После получения независимости в Индии наблюдается все растущая тенденция познать свое великое прошлое. И чем богаче будет страна, чем богаче будет ее народ, тем больше будет расти этот интерес. С другой стороны, устойчивая консервативность этого искусства не позволяла ему развиваться в современном направлении. В Индии не построено ни одного индуистского храма в стиле модерн, не создано ни одного скульптурного изображения богов, которое отличалось бы от канонического, за редким исключением не исполнено ни одного классического музыкального произведения, выходящего за пределы канонических par, не образовано ни одной сколько-либо серьезной и профессиональной школы современного танца, которая развивала бы традиции классического танца. Классическая музыка и танец сейчас дополняются музыкой к кинофильмам и танцами в стиле «модерн», также исполняемым главным образом на киноэкране. Однако здесь нет великих имен, нет профессиональных школ, развивающих новые традиции.

Современная индийская литература находится если не на обочине мирового литературного процесса, то, несомненно, в его втором эшелоне. Разумеется, это не отрицает появления на литературном Олимпе отдельных выдающихся личностей, таких как Рабиндранат Тагор, лауреат Нобелевской премии по литературе за 1913 год. Однако в целом индийская литература практически незнакома зарубежному читателю. Да и в самой Индии практически нет писателей, живущих только за счет своего литературного труда. Некоторое исключение из этого составляет индийская поэзия, которая до сих пор собирает немало слушателей на поэтических вечерах. По многим причинам в известной тени остается и современная индийская живопись, давшая уникальные образцы древней фресковой и средневековой миниатюрной живописи. То же самое можно сказать и о скульптуре, где бессчетно тиражируются канонические (пусть совершенно восхитительные по технике исполнения) скульптурные изображения богов и героев древней Индии, и где современная скульптура является во многом подражательной. К сожалению, в Индии нет современного репертуарного драматического театра, что привело к утрате совершенно гениальных наработок древних индийских авторов в области театрального искусства. Ни одна мировая школа не знает такой детальной проработки архитектоники драматического произведения, персонажей драматических произведений и манеры исполнения. Индийский классический танец, или танец читаемой пантомимы, разработан с самыми мельчайшими подробностями, где свое значение имеет каждое положение руки и пальцев, бровей, глаз, головы, шеи и тела. Танцовщица или танцовщик с помощью танца и мимики может передать содержание большого эпического полотна. Никто, кроме самих индийцев, не смог до сих пор овладеть искусством этого танца.

Никто, кроме индийцев, не играет с высокой степенью профессионального мастерства на национальных инструментах, таких как вина и ситар. Никому, кроме индийцев, не покоряется индийская музыкальная грамота и канонические мелодии par. Каждый индийский музыкант в классическом стиле является искусным импровизатором, и каждое его выступление – это новая импровизация, поскольку индийская музыка не знает нотной грамоты.

Полвека назад английский автор А. Л. Бэшэм написал прекрасную книгу под названием «Чудо, которым была Индия». Соглашаясь с ним, я бы все-таки добавил: «Чудо, которым была, есть и будет Индия».

Сегодня читают:

Введение

Индийское древнее и средневековое искусство представляет собой своеобразный сплав стилей и жанров. Некоторые из них весьма оригинальны и необычны и встречаются только в Индии. В этой главе будут рассмотрены такие виды искусства, как архитектура,...

Рама и Кришна

Рама (Рамачандра) – седьмое воплощение Вишну. Считается реальным человеком, наделенным впоследствии божественными чертами. История Рамы подробно описана в «Рамаяне» и будет изложена в разделе о литературе. Здесь уместно привести лишь некоторые...

Джайнизм -первое антибрахманское религиозно-философское течение

Хронологически джайнизм является первым антибрахманским религиозно-философским течением в Древней Индии. Его основателем считают кшатрия по имени Вардхамана, сына Сиддхартхи, предводителя клана Джнятриков. Мать Вардхаманы Тришала была сестрой...