Музыка Индии

Чарующуя и загадочная.

Красочная и яркая.

Чужая и одновременно родная и близкая до боли.

Музыка, которая изменяет сердца.

Ванамали.Ру

Kathakali

Скульптуры Вишну

Вишну считается самым популярным среди богов пантеона. Поскольку в триаде он идет сразу за Брахмой, он имеет превосходство над остальными богами. Он – бог-хранитель. Он в большей степени, чем другие боги, наделен человеческими чертами, что и является основой его популярности. В Ригведе Вишну идентифицировался с тремя положениями солнца: на восходе, в зените и на закате. Он же пересекает все небо за три шага, он же является манифестацией трех богов: Агни – на земле, Индры или Баю – в воздушном пространстве и Сурьи – в небесах, что уже тогда прославляло его как одного из могущественных богов.

Во времена пуран Вишну становится самым важным в триаде, воплощая в себе, по мнению некоторых индийских исследователей, три божественных ипостаси: богочеловека в облике Васудевы-Кришны, ведийского солярного Вишну и космического бога Нараяну, о чем упоминают Брахманы. Вишну может изображаться стоящим или восседающим на орле Гаруде (иногда орел может лишь обозначать свое присутствие в виде картинки или знака). Вишну имеет одно лицо и четыре руки (иногда больше, чем четыре). В правых руках он держит стрелу, четки и дубинку, в левых – шкуру животного, ткань и радугу. Он может также держать метательный диск (чакру) и палицу (гаду). Чакра, подобно колесу жизни или колесу времени, указывает на смену миров. Орел являет собой быстроту мысли, поскольку нет ничего быстрее, чем мысль.

Восьмирукий Вишну символизирует четыре основные и четыре второстепенные стороны света. Раковина в его руке символизирует небо, чакра – воздух, палица – свет, а лотос – воду.

Канонические изображения Вишну можно увидеть в храме Кайлаша (пещера № 16) в Эллоре (четыре изображения). Одно из лучших изображений Вишну в бронзе принадлежит танджорской школе (штатТамилнад).

Кроме этого облика Вишну, имеются и другие его ипостаси, где Вишну предстает с четырьмя головами. Каждая ипостась имеет свое имя.

Так, Вишну-Ананта (Вишну Бесконечный) имеет от четырех до двенадцати рук. Одна из них может находиться в позиции благословения, а остальные руки могут держать булаву, меч, метательный диск, громовую стрелу, погонную палку, раковину, щит, лук, лотос, дубинку и аркан. Правая голова принадлежит Нарасимхе, левая – вепрю, передняя – Пуруше и задняя – женщине. Вишну-Трайлокьямохана (Вишну, победитель трех миров) имеет от восьми до шестнадцати рук, в которых он держит практически полный набор присущих ему предметов: булаву, метательный диск, погонную палку, стрелу, дротик, меч, аркан, лук, раковину, лотос, сосуд для воды, рог. Одна из рук находится в позиции благословения. Одна из голов имеет выражение умиротворенности, другая принадлежит Нарасимхе, третья – мудрецу Капиле, четвертая – вепрю. Вишну-Вишварупа (Вишну, имеющий много форм) имеет двадцать рук, в которых он держит практически все присущие ему предметы: знамя, плуг, раковину, громовую стрелу, погонную палку, стрелу, метательный диск, дубинку, аркан, палицу, меч, голубой лотос, рог, пестик от ступки и гирлянду цветов.

Вишну-Вайкунтха (Вишну, живущий в раю Вайкунтха) имеет от четырех до восьми рук, в которых держит свои основные предметы: лотос, булаву, метательный диск и раковину. Одна из четырех голов принадлежит Нарасимхе, другая – вепрю. Две другие, изображающие мужчину и женщину, имеют умиротворенное или грозное выражение. Вишну восседает на орле Гаруде. Данный облик является сочетанием двух ипостасей Вишну.

Известные десять воплощений (аватар) Вишну также имеют свои скульптурные выражения.

Воплощение в рыбе обычно передается изображением Вишну как получеловека и полурыбы. Верхняя часть имеет человеческий облик, а нижняя – конечной части рыбы. В своих четырех руках Вишну несет раковину и метательный диск, остальные две руки находятся в позиции благословения и защиты. Вишну имеет прическу в стиле карита.

Воплощение в черепахе передается изображением Вишну как получеловека и получерепахи. В двух руках он несет раковину и метательный диск, остальные две руки находятся в позиции благословения и защиты.

Воплощение в вепре по-разному описывается в разных текстах и передается тремя основными изображениями, воплощающими: вепря земли (Бхувараху), вепря жертвоприношения (Яджнявараху) и вепря конца света (Пралаявараху).

Вепрь земли изображается в виде существа с головой вепря и туловищем человека. Голова вепря должна быть наклонена, что символизирует его прикосновение к богине земли. Правая нога обычно слегка согнута и стоит на капюшоне змея Адишеши. Последнего должна сопровождать его супруга. У изображения – четыре руки. Две из них держат раковину и метательный диск. Одна из левых рук поддерживает богиню земли, которая восседает на правой ноге этого воплощения Вишну. Другая правая рука обнимает богиню земли за талию. Сама богиня обычно декорирована цветами и украшениями. Она сидит (или стоит) на правой ноге бога. Ее лицо приподнято и обращенно к богу с выражением радости. Верхняя часть ее головы достигает груди бога. Ее высота не должна превышать пяти тал.

Это изображение вепря может варьироваться. Он может держать в двух руках булаву и лотос и поддерживать богиню земли своим клыком. Одна из его ног может стоять на змее, а другая – на черепахе. Одна из его правых рук может упираться в собственную талию. Богиня земли может сидеть на его локте, держа голубой лотос в одной из рук.

Канонические изображения вепря земли (Бхуварахи) можно увидеть в пещере № 11 Эллоры, в пещере № 2 и 3 в местечке Бадами, в храме богини Дурги в Айхоле.

Вепрь жертвоприношения (Яджнявараха) должен сидеть в позе льва (симхасана), но с опущенной правой ногой. В двух из четырех рук должны находиться раковина и метательный диск. Справа от него должна сидеть его супруга Лакшми. Ее правая нога также опущена. В левой руке она держит лотос, при этом правая рука отдыхает на лотосе. Слева от него должна находится богиня земли (Бхудеви). Ее левая нога обычно опущена вниз. Правая нога отдыхает на постаменте. В правой руке она держит голубой лотос. Ее лицо повернуто к богу и выражает изумление.

Вепрь конца света (Пралаявараха) также сидит в позе льва с опущенной правой ногой. Изображение обычно имеет четыре руки, две из которых держат раковину и метательный диск. Правая передняя рука находится в позиции защиты. Левая передняя рука лежит на постаменте. Богиня земли восседает в той же позе, что и вепрь.

Воплощение в человеке-льве (Нарасимха) имеет три изображения: Гириджа Нарасимха, Стауна Нарасимха и Янака Нарасимха.

Гириджа Нарасимха восседает на лотосе с пятками, прижатыми к задней части тела. Поза напоминает йогическую. Изображение должно иметь две или четыре руки. При четы-рехруком изображении верхняя правая рука держит метательный диск, а верхняя левая – раковину. Остальные две руки лежат на коленях.

Стауна Нарасимха сидит в позе льва с опущенной правой ногой. Его шея покрыта густой гривой. Он имеет острые клыки. У него четыре руки. Две задние руки держат раковину и метательный диск. Его передняя правая рука находится в позиции защиты, в то время как левая – в позиции благословения. В другом изображении у левого бедра Нарасимхи находится демон Хираньякашипу, который изображается обычно в изогнутой позе (трибханга). Нарасимха двумя руками разрывает живот демона. Здесь Нарасимха должен иметь от 12 до 16 рук. Двумя руками он разрывает живот демона, две другие поднимают внутренности демона на высоту уха. Одна правая рука держит ноги демона, другая рука Нарасимхи держит меч, и еще одна рука находится в позиции защиты. Одна левая рука держит корону демона, которой она намеревается ударить демона. Если у Нарасимхи восемь рук, то две разрывают живот, две вынимают внутренности, а остальные четыре держат раковину, булаву, метательный диск и лотос. Демон Хираньякашипу вооружен мечом и щитом.

По обе стороны бога находятся его супруга Шридеви, богиня Земли (Бхудеви), мудрец Нарада со своей лютней, сын демона Прахлада, преданный почитатель Вишну. В позе услужения стоят также восемь хранителей сторон света.

Янака Нарасимха изображается в первых двух позах. Его ездовыми животными выступают орел Гаруда или змей Ади-шеша. У него четыре руки, две из которых держат раковину и метательный диск.

Канонические изображения Нарасимхи можно увидеть в храмах Айхола, Халебида, в храме Вирупакши в местечке Паттадакала, в храме Кайлаша (пещера № 16) Эллоры (два изображения), в храме богини Дурги в Айхоле.

Воплощение в карлике имеет два изображения: собственно карлика (ваманы) и Победителя трех миров (Тривикрамы). Изображение карлика должно быть равным пяти талам, или 56 ангулам. У него обычно две руки. В одной он держит чашу (или книгу), а в другой – зонтик. Он носит на среднем пальце кольцо из травы куш. Его волосы завязаны в пучок. Он носит серьги и одет в оленью шкуру. На нем также имеется набедренная повязка. Изображение Тривикрамы должно быть высоким, равным 124 ангулам. Его правая нога должна твердо стоять на земле, а левая поднята до уровня правого колена (пупка или лба), чтобы сделать шаг. У него обычно четыре или восемь рук. При четырех руках одна из правых рук держит раковину, тогда как другая развернута ладонью вверх. Одна левая рука держит метательный диск, а другая вытянута вперед параллельно поднятой ноге. В качестве альтернативы эта рука может находиться в позиции защиты или благословения.

Изображение окружают бог Индра, держащий зонтик над Тривикрамой, а также Варуна и Ваю, в руках у которых находится метелка, отгоняющая мух. Над ними находятся изображения солнца и луны. Брахма держит поднятую ногу и омывает ее водой, льющейся из чашки. Рядом с пупком Тривикрамы сидит Шива со сложенными руками. Возле ноги стоит ракшаса Намучи. Слева изображается возящий Вишну орел Гаруда, который избивает Шукрачарью, наставника Бали. Справа стоит карлик-вамана, держащий зонтик в ожидании получить награду от Бали. Бали стоит с золотом сосудом. Рядом с ним обычно помещают его жену. Над Тривикрамой изображают царя медведей Джамбавана, барабанным боем возвещающего победу.

Канонические изображения карлика можно увидеть в пещере № 2 местечка Бадами. Изображение Тривикрамы есть в пещере № 15 Эллоры. Совместное изображение карлика-ваманы и Тривикрамы можно увидеть в пещерах № 2 и 3 в Бадами.

Воплощение в Раме с топором (Парашурама) обычно изображается фигурой ростом в 120 ангул. Он носит прическу джата и священный шнурок. На него наброшена шкура оленя. У него могут быть две или четыре руки. Если у него две руки, то в правой он держит боевой топор, а левая находится в позиции указания (сучи). Если он имеет четыре руки, он должен нести в них боевой топор, меч, лук и стрелу.

Воплощение в Раме обычно изображает это божество в изогнутой позе (трибханга). У него две руки, в правой из которых он держит стрелу, а в левой – лук. Он имеет прическу в стиле кирита.

Изображение может иметь окружение. Прежде всего это жена Рамы Сита, которая помещается справа от Рамы. Она ростом по плечо Рамы. В своей левой руке Сита должна держать голубой лотос, а ее правая рука свободно свисает вниз. Ее волосы уложены в стиле каранда.

Каноническое изображение Ситы можно увидеть в бронзовых статуэтках музея в Ченнаи (Мадрас), а также в многочисленных скульптурных изображениях в камне, металле, слоновой кости.

Рядом с Рамой изображают его брата и верного спутника Лакшмана, который обычно помещается слева от Рамы. Он ростом не должен быть выше уха Рамы. Он носит много украшений. В руках он держит лук и стрелу.

Несколько впереди и справа от Рамы помещают бога-обезьяну Ханумана. Его рост может достигать груди, пупка или бедра Рамы. У него две руки. Правой рукой он закрывает рот, а левая свободно свисает вниз, достигая колен.

Иногда вместе с Рамой изображают двух его других братьев – Бхарату и Шатругхну. Они имеют по две руки, в которых держат луки и стрелы.

Воплощение в Кришне имеет множество изображений. Каноническим считается изображение Кришны в красных одеждах. У него две руки, одна из которых держит посох со спиралевидным верхом, а другая слегка поднята и изогнута в локте. Иногда в его руке может быть раковина. Его волосы уложены в стиле кирита.

Кришна может иметь окружение. Прежде всего, это Рукмини, помещаемая справа. Ее волосы убраны цветами. В правой руке она держит лотос, а левая свободно спущена вниз. Другая жена Кришны – Сатьябхама – обычно помещается слева. Она также носит красивую прическу. В правой руке она держит цветок, а левая свободно спущена вниз. Обе жены могут иметь прическу в стиле каранда.

Кришна имеет ряд ипостасей, среди которых наиболее распространены следующие пять: Наванита-Нритта, Вену-Гопала, Партхасаратхи, Калия-мардака и Говардханадхара.

Наванита-Нритта Кришна, или танцующий молодой Кришна, изображается в процессе танца. Он стоит на согнутой левой ноге, а правая поднята вверх. Правая рука находится в позиции защиты, а в левой он держит шарик масла.

Вену-Гопала Кришна, или пастух Кришна, играющий на флейте, изображается с флейтой в руках. Кришна стоит в изогнутой позе (трибханга). Левая опорная нога – прямая, правая отставлена в сторону вперед или назад. Обе руки держат флейту, которая на бронзовых изображениях обычно не обозначается.

Канонические изображения этого Кришны можно увидеть в храме местечка Халебид (два изображения).

Партхасаратхи Кришна, или Кришна-возничий. В этой ипостаси Кришна выступает как возничий колесницы Партхи, то есть Арджуны. В одной руке Кришна держит поводья, а в другой – стебель сахарного тростника. Иногда правая рука может находиться в позиции поучения (вьякхьяна) или держать в руках раковину. Левая рука может находиться в позиции благословения.

Калия-мардака Кришна, или Кришна, убивающий змею Калию. Мальчик Кришна танцует на капюшоне змеи Калии, чтобы уничтожить ее. При этом он левой рукой держит хвост змеи. Правая рука может находиться в позиции защиты. Иногда Кришна изображается в позе, при которой левая нога стоит на теле змеи, а правая – на ее капюшоне. Одно из самых известных изображений этого Кришны можно увидеть в Государственном музее Ченнаи (Мадрас).

Говардханадхара Кришна, или Кришна, несущий гору Говардхана. Тело Кришны наклонено вправо или влево. Коровы, их пастухи и пастушки изображаются прячущимися под горой, которую поднял Кришна, чтобы спасти всех от потопа. Кришна держит гору одной (левой или правой) рукой, другая свободно спускается вниз. Одно из лучших изображений этого Кришны можно увидеть в местечке Халебид.

Воплощение в Будде имеет многочисленные изображения. Здесь дается одно из типичных: коротко стриженые волосы, на руках и ногах – метки в виде лотоса. Внешний вид Будды должен излучать спокойствие и быть грациозным. Он обычно восседает на лотосе. Он должен иметь длинные мочки ушей и быть одетым в желтые одежды. Его обе руки обычно находятся главным образом в позициях защиты, поучения или благословения.

Канонические изображения Будды Шакьямунн можно увидеть в пещере № 10 в Эллоре и пещере № 1 в Аджанте.

Воплощение в Калки изображается в виде существа с конской головой и туловищем человека или напоминает обычный образ Вишну. В руках у Калки могут находиться раковина, метательных диск, меч и щит. Когда Вишну в этом образе сидит на лошади, он держит в руках стрелу и лук.

Кроме указанных, Вишну имеет еще несколько воплощений, изображаемых в том числе и скульптурно.

Вишну в облике Адимурти, или «Первой скульптуры», изображается в позе отдыха (сукхасана), восседающим на свернувшемся в кольца змие Шеше. Его капюшоны образуют нечто вроде навеса над головой бога. У изображения четыре руки, в которых находятся типичные для Вишну предметы.

Вишну в облике Даттатреи изображает Вишну как одного из богов триады. Триада может быть представлена или в виде трех отдельных богов с их эмблемами и ездовыми животными, или в виде одного сидящего Вишну, но несущего корону и прочие атрибуты Шивы, или в виде трехликого бога, каждый лик которого представляет одного из богов триады, в сопровождении четырех собак, символизирующих четыре Веды.

Вишну в облике Дханвантари, или бога аюрведической медицины, изображен в виде хорошо сложенного человека, держащего чашу с амброзией и сидящего перед характерными для Вишну атрибутами.

Вишну в облике Хаягривы изображается в виде существа с лошадиной головой и человеческим туловищем, которого считают божеством знания. Эта манифестация отличается от изображения Калки тем, что Хаягрива имеет четыре руки.

Вишну в облике Лакшми-Нараяны представляет собой композицию в виде сидящего Вишну, правая нога которого опущена вниз, а левая сложена таким образом, чтобы позволить сесть своей супруге Лакшми. Она держит лотос в левой руке и обнимает Вишну правой. У Вишну четыре руки, две из которых держат метательный диск и раковину. Нижняя правая рука находится в позиции дарения, а нижняя левая обнимает Лакшми.

Вишну в облике Манматха, бога любви, изображается как красивый человек, в руках которого находится лук и пять стрел в виде цветов. Его сопровождают две небесные нимфы (апсары) Прити и Рати.

Вишну в облике Мохини изображается в виде красивой женщины.

Вишну в облике Варадараджи изображается восседающим на орле Гаруде. У него восемь рук, несущих характерные для Вишну предметы. Вишну предстает как даритель благ и милости. Вишну в облике Венкатесы (на севере Баладжи) изображается в виде человека, одна половина которого представляет Вишну, а другая – Шиву. Каждая половина держит в руках свои эмблемы. Данный облик почитается теми, кто поклоняется обоим богам.

Вишну в облике Васудевы имеет пять ипостасей, каждая из которых наделена собственным именем: Васудева, Сам-каршана, Прадьюмна, Анируддха и Самбха.

В этих обликах Вишну символизирует все знания и выступает как Верховный брахман. Рассмотрим каноническое изображение самого Васудевы.

Вишну-Васудева имеет две или четыре руки. При двух руках в одной руке он держит раковину. Другая рука находится в позиции благословения. При четырех руках он держит в них лотос, метательный диск, раковину и булаву, хотя набор предметов может варьироваться. По обе стороны Вишну стоят Брахма и Шива. Здесь же у ног Васудевы изображается его супруга Лакшми и дочь Дакши Пушти, которая держит в руках лютню. Над ним находятся два ангела знания (Видьядхары). Шешашайи Вишну, или Вишну, возлежащий на змие Шеше. Вишну лежит на змие на левом боку. Одна его нога покоится на коленях супруги Шри, другая – лежит на змее. Если в композиции присутствует и другая жена Вишну, Бху, то они располагаются соответственно у головы и у ног супруга. Здесь же может изображаться Брахма, выходящий из лотоса на пупке Вишну. Все вооружение Вишну имеет антропоморфный вид.

Канонические изображения этого Вишну можно увидеть в храме Кайлаша (пещера № 16) в Эллоре и там же в пещере № 15.

Изображения Вишну можно подразделить на четыре характерных типа: тип йога, представляющий медитирующего Вишну, которому поклоняются святые и аскеты; тип бхога, представляющий Вишну, наслаждающегося всеми земными удовольствиями, которому поклоняется большинство верующих; тип вира, представляющий воинственного Вишну, которому поклоняются правители и воины; тип абхичарика, представляющий разгневанного Вишну, которому поклоняются злые люди.

Вишну изображается в трех позах: стоящий (стханака), сидящий (асана) и спящий (шаяна) Вишну. Возящий Вишну орел Гаруда имеет различные скульптурные изображения. Он может быть представлен в виде огромной птицы с четырьмя лапами-руками, в одной из которых он держит зонтик, а в другой – чашу с нектаром. Остальные две находятся в позиции почитания. Когда Гаруда несет Вишну, те руки, которые держали зонтик и чашу, поддерживают ноги Вишну.

Гаруда может быть изображен с двумя лапами-руками, одна из которых находится в позиции защиты, а также с восьмью лапами-руками, в шести из которых он несет чашу с нектаром, булаву, раковину, метательный диск, меч и змею.

Гаруда может изображаться в антропоморфном виде, который чаще встречается. Здесь Гаруда имеет крупный крючковатый нос и две руки, находящиеся в позиции почитания.

Антропоморфный вид может иметь вооружение Вишну (и Шивы). Все виды оружия изображаются в мужском, женском и нейтральном обликах. В мужском облике предстают: крюк для управления слоном (анкуша), аркан (паша), копье (шула), громовая стрела (ваджра), меч (кхадга), дубина (дан-да). Женский облик принимают: копье (шакти) и палица (гада). Нейтральный облик имеют: метательный диск (чакра) и лотос (падма). На изображениях они обычно имеют одно лицо и две руки. Их прическа сделана в стиле каранда. Оружие, которое они обозначают, либо находится в их короне-прическе, либо в их руках.

Сегодня читают:

Миманса

Миманса, или ранняя миманса (пурва миманса), является одной из шести классических философских школ. На санскрите миманса означает «экзегеза», или «толкование текста». Основателем этой школы считают мудреца Джаймини, который жил, согласно разным...

Зарождение буддизма

Хотя буддизм и возник в Индии, он не сумел сколько-либо прочно укорениться в этой стране. Сейчас в Индии буддизм исповедуют 0,8% населения страны (примерно 8 млн человек). Буддизм, как уже указывалось, возник как антибрахманское учение, как...

Женские божества индуистского пантеона

Поклонение богу в облике богини-матери является уникальной особенностью индуизма и индуистской мифологии. На протяжении многих лет образ богини-матери пустил глубокие корни в индуизме. В настоящее время индус поклоняется богине-матери в различных...